Урок VI. SWOT-анализ: основные моменты

Аббревиатура, а если говорить точнее — акроним, SWOT впервые был введен в обращение профессором К. Эндрюсом на бизнес-конференции в Гарварде в 1963 году.

В общих чертах SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, который можно применять для оценки явлений и факторов, способных повлиять на объект исследования.

С течением времени этот вид стратегического анализа и планирования приобрел значительную популярность, в основном благодаря тому, что он не содержит конкретных экономических категорий и подходит не только для анализа фирмы или отдельного бизнес-проекта – существуют успешные примеры проведения SWOT-анализа для государств, муниципальных образований, международных и общественных организаций.

Общие положения

Для начала рассмотрим слагаемые самого акронима.

  • S (Strengths — «сильные стороны») – это сильные, наиболее развитые и продвинутые стороны объекта анализа. К ним, к примеру, могут относиться конкурентоспособность производства по разным факторам (качество товаров, норма заработной платы, квалификация кадров), наличие развитой транспортной сети, близость к источникам сырья и так далее.
  • W (Weaknesses — «слабые стороны») – наоборот, то, что недостаточно развито, основные слабости анализируемого объекта. Для разных объектов это могут быть: недостаточная развитость инфраструктуры, ограниченный доступ к кредитным ресурсам, низкий уровень платежеспособности и прочее.
  • O (Opportunities — «возможности») – перспективы развития, то, чего можно достичь после проведения анализа. В этом разделе анализируют возможные улучшения внешней обстановки: появление новых технологий, улучшение внутри- и внешнеэкономической ситуации, расширение рыночной ниши etc.
  • T (Threats — «угрозы») – факторы, способные поставить под угрозу дальнейшее развитие и даже само существование объекта анализа. Это могут быть, к примеру, нестабильность банковской или валютной системы, отрицательные демографические тенденции, непредсказуемая политическая ситуация и так далее.

Сама методика проведения SWOT-анализа достаточна проста: все вышеперечисленные составные части представляются в виде матрицы 2х2, в которой сильные и слабые стороны – это анализ внутренней среды, а угрозы и возможности – анализ среды внешней. Желательно только, чтобы в каждом из квадратов матрицы было представлено не менее пяти параметров.

Матрица SWOT

Процесс проведения

SWOT-анализ можно провести и самостоятельно, но изучение всего необходимого массива информации займет слишком много времени, а информации свойственно устаревать. По этой причине, для того, чтобы сделать действительно качественный SWOT-анализ в максимально сжатые сроки, стоит привлечь группу экспертов и использовать метод «мозгового штурма».

В этом случае последовательность проведения анализа такова.

  1. На совещании членов экспертной группы им предлагается подготовить свои предложения по каждому из четырех параметров матрицы анализа. Затем видение каждого члена группы совместно обсуждается.
  2. После проведенного обсуждения эксперты обдумывают высказанные идеи, при необходимости консультируются со специалистами, готовят окончательные предложения для следующего этапа SWOT-анализа.
  3. Далее на втором совещании обобщаются все поступившие идеи и окончательно формулируются выводы из проведенного SWOT-анализа.

На основании исходной матрицы могут формироваться несколько дополнительных матриц, среди которых чаще всего применяют матрицу анализа угроз со стороны конкурентов, матрицу анализа возможностей, которые предоставляет рынок, а также комплексную матрицу оценки возможностей и угроз с учетом полученных во время проведения SWOT-анализа данных.

 

Критические замечания

Критики SWOT-анализа как такового обычно упрекают этот инструмент в излишней примитивности, механистичности, наивности, поверхностности.

В их представлении SWOT-анализ – это статичная, достаточно грубая картинка, начальный перечень вопросов, которые в дальнейшем необходимо рассмотреть более пристально.

Данные, полученные в результате SWOT-анализа фрагментарны, использование только их для разработки стратегического плана может привести к грубым ошибкам, поэтому в любом случае SWOT-анализ должен быть дополнен тщательным маркетинговым, финансовым и организационным аудитом.

Несмотря на внешнюю обманчивую простоту, результаты SWOT-анализа очень зависимы от качества и полноты исходной информации, поэтому чтобы провести его на высоком уровне, необходимы эксперты, которые будут способны глубоко понимать текущее состояние рынка и тенденции его развития, провести огромный объем работы, посвященный сбору первичной информации и ее анализу.

К тому же, в процессе формирования матриц часто допускаются механические ошибки, которые сложно выявить, а любая подобная ошибка способна существенно исказить результаты анализа и в результате привести к принятию ошибочных стратегических решений.

Похожие статьи:

comments powered by HyperComments
Дмитрий
2012-08-18 18:28:11
Привет! Прямо ностальгия нахлынула - прочитал твой пост. 10 лет малевал SWOT в маркетинге. Мощная штука - заставляет голову работать. Как это уже далеко от меня ) Не знаю, может и к лучшему.
ExEx
2012-08-21 21:31:04
Привет, сложновато стало со временем. Рад, что удалось порадовать:). Но это же теория, а ты с ней, как я погляжу на ты: и сео тебе не надо, тиц тебя не волнует, там же и свот оказался:)
Дмитрий
2012-08-28 01:18:19
Привет! СЕО - нафиг. Маркетинг - уважаю. Так наоборот же говорю, что СВОТ - мощная вещь. Не так понял?
ExEx
2012-08-28 10:53:14
Понял тебя правильно. Выразился не так:) СВОТ мощный, когда к прямым рукам приделан. А бывают случаи, когда СВОТ осуществляется интуитивно... И нужна ли тогда теория? И если ты успешный практик (как, например, в СЕО:)) - нужна ли теория?
Дмитрий
2012-08-30 00:46:30
Ну пошутил) Успешный практик в сео))) Я только немного в маркетинге разбираюсь, да и только потому, что страдал там 10 лет (какого черта там вообще время терял? )
ExEx
2012-08-30 01:12:40
А чем ты занимался до ИП, если не секрет?
Дмитрий
2012-08-30 07:59:56
В рознице, маркетинг
ExEx
2012-08-30 11:05:46
А сфера?
Дмитрий
2012-08-30 19:48:31
Одежда - крупная розничная сеть)