Урок 15. Составляющие тайм-менеджмента

тайм-менеджмент как явлениеЯвление тайм-менеджмент опирается на четыре основных структурных элемента:

  • Целеполагание и понимание принципов постановки целей;
  • Корректное определение приоритетов;
  • Знание инструментов планирования;
  • Выработка навыка планирования времени.
  • 1. Целеполагание

Говоря о постановке целей, обязательно надо помнить то, что цель должна соответствовать критерию SMART: быть конкретной (specific), измеримой (measurable), согласованной (agreed), достижимой (realistic) и быть обозримой во времени (timed).

В том случае, если один из критериев SMART не является характеристикой поставленной цели, то целеполагание становится затруднительным, а цель превращается в набор пожеланий.

При постановке целей будьте последовательны и осуществляйте сначала цели на ближайшее время.

Не стремитесь сразу поставить глобальные и долгосрочные цели. Ставьте цели тактические: например, поставьте четыре главные цели на текущий год. Не забывайте о них, пусть они будут располагаться все время поблизости, чтобы вы о них не забыли — стремитесь ежедневно делать небольшой шаг в направлении их достижения.

Постановка целей — это возможность структурировать свою деятельность, способ достичь успеха.

  • 2. Определение приоритетов

Естественно желание большинства людей получить от жизни многого. Желательно — всё и сразу. И при попытке получить все одновременно складываются ситуации, когда человек не одолев ни одной из поставленных целей, бросает всё и плывет по течению.

Выполнение множества задач одновременно — непосильная работа. А попытки охватить неохватываемое приводят к краху и отчаянию.

Тайм-менеджмент представляет собой набор инструментов, с помощью которых возможно определить необходимость выполнения той или иной процедуры в текущую единицу времени. Тайм-менеджмент позволяет расставить ПРИОРИТЕТЫ.

Именно при правильном определении первоочередных и второстепенных задач в жизни и работе возможно эффективное управление временем. Тайм-менеджмент позволяет делать это правильно и быстро, что крайне важно при выработке навыка организации времени.

Не могу ответить за вас, но, вполне вероятно, что вы в своей профессиональной деятельности обращали внимание на тот факт, что какие-то дела, как оказывается, можно было и не делать. Какие-то могли бы занять у вас куда меньше времени, при том же эффекте. И лишь небольшая всего того, что вы предпринимали, действительно было важным: от этого зависело ваше будущее и настоящее.

Но что было бы, если бы вы прежде подумали о важности каждого из пунктов? Насколько могло бы сократиться количество количество усилий, которые вы потратили? Сколько бы времени вы могли сэкономить, отложив или вовсе не сделав то, что важным не было?

Если вы любите себя, если не желаете провести все время в метаниях между тем, что не несет никакой пользы — стремитесь определять ВАЖНЫЕ ДЕЛА из всего потока указаний и просьб, которые поступают к вам ежедневно.

Отсеяв второстепенное — вы подарите себе свободное время.

  • 3. Знание инструментов планирования.

Инструментарий. который применяется в тайм-менеджменте для организации своей деятельности огромен. Есть множество методик, которые вы сможете использовать. Основной положительный момент этого многообразия — возможность подобрать тот, который подойдет именно вам.

Можете запоминать — запоминайте; любите записывать в ежедневник общие моменты вашего дня — записывайте! Вам удобнее, когда каждое из ваших сегодняшних дел четко прописано по времени и месту — прекрасно! Самое главное, чтобы вы осознавали текущий статус исполнения важных, ключевых дел и понимали каковы на данный момент резервы времени.

Чувство времени — один из важнейших инструментов эффективного тайм-менеджмента.

По сути, чувство времени — внутренний таймер, который вы можете выставить на определенное время. Чувство времени должно напомнить вам в необходимый момент о том, что настало время начинать или завершать ту или иную задачу.

Используя эти “внутренние часы” эффективно, вы сможете правильно спланировать день, определить количество работы, которую сможете выполнить.

Чувство времени заключается в четком определении границ того или иного события: “мне потребуется 20 минут”.

Этот навык — чувствовать, сколько необходимо времени — возможно развить при помощи простого упражнения под названием “калибровка”. В его основе лежит самоконтроль: начиная какое-либо дело, самостоятельно задайте время, которое, по-вашему, уйдет на его осуществление. При завершении начатого — сверьтесь с вашим прогнозом: верно ли вы предсказали интервал? Частое использование этого упражнения позволит вам понимать затраты времени, которые необходимы для тех или иных процедур.

Когда чувство времени реализуется в навык, вы увидите, насколько лучще стало давться вам планирование вашего дня.

  • 4. Привычки.

Привычки, или навыки, доведенные до автоматизма, являются показателем того, что теоретические выкладки и методики тайм-менеджмент достигли необходимой цели: вы используете их в своей жизни неосознанно. Вы начинаете больше успевать и меньше уставать.

Именно выработка привычки у человека управлять своим временем и является основной целью  тайм-менеджмента.

Именно тому, как реализовать теоретические выкладки на практике и пойдет речь в данной рубрике в дальнейшем.

Похожие статьи:

comments powered by HyperComments
Олег
2012-05-31 10:26:45
Лично я для организации личного времени и повышения личной эффективности использую LeaderTask. Он и личный помощник, и работать с ним очень просто, составлять планы, корректировать их, а самое главное что голова всегда свободна. Также много информации есть на сайте программы www.leadertask.ru
ExEx
2012-05-31 14:35:39
По поводу различных программ-органайзеров: это классная штука, но мне не удобно постоянно таскать с собой телефон. Кроме того, пользуюсь самым простым "филипсом", без ОС, поэтому все время под рукой проги не будет. К компу все время подходить для того, чтобы свериться - тоже не вариант... По мне - смартфоны - одни из злейших пожирателей времени. Важно структурировать время в голове.
Анна Величко
2012-05-31 23:38:02
Программы-органайзеры безусловно хороши! Только вот часто случается так, что они не помогают… мы, даже при их использовании часто носим всю информацию в голове и не понимаем, что и в каком порядке воплощать в жизнь. А вот как грамотно и разумно это делать... в следующей статье)