Меня всегда восхищало современное общество потребления. Вернее то, насколько грамотно оно организовано с точки зрения крупных транснациональных компаний.
По большому счёту все без исключения потребительские товары, присутствующие на рынке, представляют собой многократно переупакованную и перекрашенную идею.
Она предлагается потребителю раз за разом, без внесения каких-либо принципиальных изменений. И мало того, что эта схема срабатывает, она нравится самому потребителю.
Он даже готов переплачивать за подобную модель. Не менее интересно мне было понять, как и почему появилось подобное положение вещей.
В основе данного процесса лежит идея «искусственного старения товара», появившаяся в сфере американского автомобилестроения в начале 20-года века, где тогда властвовал Форд и его модель «Т».
Именно тогда компания «Дженерал Моторс», занимавшая весьма скромное положение на рынке, сумела предложить автомобили, внешность и технические характеристики которых формировались самими потребителями: «в автомобилестроении стали действовать законы парижских модельеров».
На рынке, где царили дешёвые и надёжные, но однообразные по своим потребительским характеристикам автомобили Форда, конкурентный преимуществом стали дизайн интерьера и экстерьера машины, цветовые решения, наличие дополнительного оборудования в соответствии с пожеланиями заказчика.
Революционные идеи не только в сфере маркетинга, но и в сфере корпоративного управления, и в организации производственных процессов в полной мере были переняты и модифицированы с учётом современных реалий большинством крупных корпораций.
Именно отсюда возникли идеи регулярно появляющихся «новых вкусов», в продуктах питания, ограниченные серии автомобилей, которые отличаются от тех, что выпускаются большими тиражами, наличием дополнительной отделки алюминиевой лентой, цена которой в несколько раз превосходит его себестоимость, форсированных исключительно средствами электроники двигателей, да дополнительными логотипами производителя на различных элементах авто.
Если говорить о сфере электроники, то, простите за банальность, здесь следует говорить об Эпл в первую очередь. По сути, выйдя на рынок с Айфоном в начале 2000-х, эта компания совершила то же, что и Дженерал Моторс в 30е годы. Своим вниманием к потребителю эта компания перевернула сложившийся рынок и положила начало гибели доминировавшего тогда игрока компанию «Нокиа» с долей рынка в 40%.