На страницах этого блога достаточно давно зашла речь о таком явлении, как SWOT-анализ. С тех пор, дальше основных теоретических моментов разговор не заходил.
Однако, судя по вопросам, которые задают через форму обратной связи и в почту, посетители сайта активно ищут конкретную информацию, на основе которой можно бы было самостоятельно освоить методику SWOT-анализа и научиться ее использованию.
В этом посте будут перечислены ключевые вопросы, на которые необходимо опираться при анализе происходящего не только в конкретной отрасли, но и событий в России и мире.
Вопросы, которые необходимо задавать при SWOT-анализе.
Еще раз обращаю внимание, что это лишь базовые вопросы, описывающие картину в общих чертах. Они не исчерпывают все возможные варианты: варианты возникнут в ходе обсуждения, но с них лучше начинать.
Сначала видео, даже если вы не сильны в английском, надеюсь все будет понятно.
Итак:
S — «strengths»: сильные стороны. Положительные внутренние факторы.
Сильные стороны описывают факторы, как материальные, так и нематериальные, которые оказывают положительное влияние на бизнес. Эти факторы имеют две особенности: они всегда оказывают внутреннее влияние на бизнес и они находятся под вашим полным контролем.
Примеры вопросов для описания сильных сторон в SWOT-матрице:
- Что мы делаем хорошо?
- Какими внутренними ресурсами мы обладаем?
Особенное внимание необходимо обратить на внутренний потенциал сотрудников , к которому относятся их знания, образование, мотивация, связи, репутация и навыки.
И на материальные активы компании, к которым относятся капитал, долги, клиентская база или функционирующие каналы сбыта, патенты и технологии. - Какие преимущества мы имеем перед конкурентами?
- Имеем ли мы необходимые возможности для исследований и развития? Имеем ли необходимую материально-техническую базу?
- Какие дополнительные положительные внутренние факторы, дающие преимущества перед конкурентами, существуют в компании?
W — «weaknesses»: слабые стороны. Негативные внутренние факторы.
Слабые стороны описывают факторы, снижающие ценность компании или лишают бизнес конкурентных преимуществ. Необходимость их оценки связана с тем, что вам все равно придется бороться с самыми сильными конкурентами. А для этого необходимо понимать, где вы можете проиграть.
Примеры вопросов для описания слабых сторон в SWOT-матрице:
- Какие факторы, находящиеся под вашим контролем, мешают получить или ухудшают кокурентное преимущество?
- Какие области вашего бизнеса требуют качественного улучшения для того, чтобы достичь цели или успешно бороться с основным конкурентом?
- Чего не хватает вашей компании (например, профессионализма персонала или доступа к технологиям)?
- Ограничен ли ваш бизнес в ресурсах?
- Находится ли ваш бизнес в сложной или критической ситуации?
Матрица SWOT
O — «opportunities»: возможности. Внешние позитивные факторы.
Под возможностями понимаются события и явления, которые могут оказать благотворное влияние на ваш бизнес.
Примеры вопросов для описания возможностей в SWOT-матрице:
- Какие возможности, позволяющие компании выиграть, существуют на рынке?
- Насколько положительно можно оценить бизнес компании ?
- Какие дополнительные возможности появляются у компании в связи с рыночной ситуацией или в связи с событиями в мире?
- Носят ли возможности постоянный или временный характер? Насколько вы ограничены во времени для того чтобы воспользоваться предоставленной возможностью?
T — «threats»: угрозы. Внешние негативные факторы.
Угрозы включают в себя перечень внешних факторов вне вашего контроля, которые могут подвергнуть риску ваш бизнес. Главное отличие — вы не имеете никакой возможности на них повлиять.
Единственный вариант работы с такими факторами — наличие плана действий в случае наступления непредвиденной ситуации для снижения негативного воздействия на бизнес.
К угрозам могут быть отнесены не только различные процессы, протекающие в бизнесе. Угрозы могут возникнуть в связи с различными политическими событиями в России и мире.
Примеры вопросов для описания угроз в SWOT-матрице:
- Кто ваш главный конкурент (существующий или потенциальный)?
- Какие факторы вне вашего контроля несут риски для бизнеса?
- Существуют ли события или проблемы, дальнейшее развитие которых может повлечь снижение доходов или прибыли?
- В каком случае может быть нанесен вред вашей компании?
- Существуют ли процессы на рынке, которые могут привести к снижению цен или ограничению ресурсов?
- Существуют ли тренды в поведении конечных потребителей или экономике, которые могут снизить объемы реализуемой продукции?
- Существует ли опасность резкого изменения условий ведения бизнеса со стороны государства?
- Появились ли новые продукты и технологии, которые могут привести к устареванию производимой вами продукции?