
Не верьте тем, кто говорит о том, что бизнес-план должен выглядеть как объемный документ. Это не совсем правда.
Для того, чтобы презентовать преимущества вашего предприятия инвесторам зачастую достаточно лишь правильно расставить акценты в рамках упрощенного бизнес-плана. Такой подход делает данное мероприятие не столь сложным, как кажется на первый взгляд.
Начало не должно быть чрезмерно сложным. Без объективной внешней необходимости не осуществляйте лишнюю работу.
Бизнес-план не является догмой, это точка опоры, план старта проекта, а не долгосрочная стратегия. Не пытайтесь охватить все явления.
Это иной уровень планирования, который становится актуальным ПОСЛЕ старта бизнеса.
Времена 30-40-страничных документов ушли в прошлое. Инвесторы не желают тратить свое время на выслушивание (или чтение) подобных документов.
Бизнес-план должен быть понятным, прозрачным и простым для восприятия.
В данном посте кроме описания того,что такое бизнес-план, будет в общих чертах рассказано о следующем:
- кому необходим бизнес-план;
- как выбрать правильную форму подачи бизнес-плана;
- что должно быть в бизнес плане;
- какие основные разделы должны быть в бизнес-плане;
- как с помощью вашего бизнес-плана расти быстрее конкурентов.
Что такое бизнес-план?
Если вам когда-то приходилось записывать бизнес-идею на салфетке, то вы уже писали бизнес-план в его самой упрощенной форме.
В общих чертах понятие «бизнес-план» может быть определено как план того, как ваше предприятие будет работать и как вы сделаете его прибыльным.
Однако, бизнес-план всегда больше обычного списка на салфетке.
Это первичный анализ будущей стратегии развития, определяющий основные точки контроля и финансовые прогнозы, на основе которых затем будут планироваться расходы.
Следует понимать, что этот документ динамичный.
В дальнейшем вам неоднократно придется его дорабатывать под текущую ситуацию, а однажды распечатанный первичный вариант будет неким отражением ситуации в прошлом, которую вы зафиксировали на бумаге.
Если вам требуется не просто набросок, а полноценный бизнес-план, тогда в нем обязательно должны быть следующие разделы:
- краткая справка,
- обзор компании,
- основная информация о вашем продукте/услуге,
- ваш маркетинговый план,
- перечень ключевых этапов развития компании,
- краткая информация о каждом из людей, входящих в управленческую команду и их роли в компании,
- детали финансового плана.
В дальнейших статьях постараюсь более подробно разобрать каждый из вышеупомянутых разделов.
Стоит еще раз упомянуть о необходимости обязательного регулярного анализа бизнес-ситуации в соответствии с бизнес-планом. Прекрасно, если вы включите подобные «ревизионистские аналитические собрания» в план ежемесячных мероприятий вашего предприятия.
Они, как уже говорилось выше, необходимы для того, чтобы сверять происходящее с тем, что вы планировали в своем изначальном документе.
Постоянный пересмотр бизнес-плана — часть процесса планирования, направленная на его актуализацию.
У каждого бизнеса есть долгосрочные и краткосрочные цели, цели по продажам и расходам. Бизнес-план сводит всё воедино.
Кому необходим бизнес-план?
Если вы собираетесь начинать работу в качестве фрилансера, для того чтобы получить дополнительный доход, бизнес-план для вас не актуален.
Но если вы начинаете процесс открытия собственного дела, которое будет требовать не только времени, но и денег, и других материальных и нематериальных ресурсов, то вам точно потребуется этот документ.
Если вы серьезны в своем начинании, то бизнес-план — необходимое и критически важное мероприятие.
Стартапы.
- Классический случай, когда нужен бизнес-план.
- Он дает возможность разделить идею на значимые этапы, такие как прогнозы продаж, расходы, цели и задачи.
- Необходимость в планировании возникает как только требуется определить объемы первичных расходов.
- Кроме того для стартапов очень важно понимать, на какие периоды их деятельности придутся пики выплат и хватит ли поступающих средств для погашения возникающих обязательств.
- Бизнес-план описывает, что будет в такие периоды предпринимать организация.
- Также, при подготовке пошагового проекта развития нового бизнеса важно указывать, как дальше компания предполагает извлекать прибыль и расти, какие цели планирует достигать.Наличие внятной стратегии управления будущими доходами и расходами сделает вас в глазах потенциальных инвесторов значительно более привлекательными.
Действующий бизнес.
- Не только для стартапов важно планирование. Существующие предприятия используют бизнес-планирование не только в качестве средства управления организацией на рынке и получения новых возможностей.
- В бизнес-плане действующей организации обязательно должно быть прогнозирование потенциально возможных ситуаций. Подобный подход дает возможность усилить стратегические позиции бизнеса, переосмыслить ключевые показатели, управлять возможностями и целями, отслеживать динамику достижения целей, определять и планировать распределение денежного потока, в том числе и в критических ситуациях.
- И, конечно же, действующий бизнес использует план в качестве средства контроля выполнения поставленных ранее задач.
- Планирование зачастую является ключевым фактором, влияющем на рост и успех предприятия.
- Исследование профессора Андрю Бёрка (Andrew Burke) Школы Управления Крэнфилда (Cranfield School of Management) подтверждает факт того, что бизнес, имеющий и применяющий на практике последовательный план развития, растет на 30% быстрее, чем тот, который «просиживает штаны» в ожидании благоприятных условий.
- Работающий бизнес, основанный на грамотном планировании процессов, имеет конкурентное преимущество. которое обеспечивает более быстрый рост и оперативное применение инноваций.
- Кроме того, в такой организации бизнес-план из статичной бумажки превращается в средство контроля динамики развития предприятия, позволяющем отслеживать успехи и вовремя реагировать на потенциальные проблемы.