неудобные вопросы

Собеседование: «неудобные» вопросы

Лучший способ подготовиться к ответу на неудобные вопросы собеседования — это продумать ответы на них до того момента, как они будут заданы. Но поскольку все такие вопросы предусмотреть невозможно, проговорим наиболее распространенные варианты, которые могут встретиться вам при поиске новой работы.

До начала интервью определите для себя ответы на наиболее распространенные вопросы, вроде: «какие ваши сильные и слабые стороны», чтобы они не застали вас врасплох.

Расскажите о себе.

Когда вас просят рассказать о себе, имейте в виду, что речь идет исключительно о моментах, связанных с вашей работой (как с прошлой, так и с той, которую вы потенциально можете получить). Соответственно, от вас требуется информация, иллюстрирующая ваш профессионализм, навыки и опыт.

  • Как надо отвечать: Я человек, который не боится работы. Меня всегда привлекала работа в сфере продаж. На предыдущих местах работы мне нравилось участвовать в работе отдела, внося свой вклад в общий результат. Я думаю, что в новой для меня сфере я смогу использовать те навыки коммуникации и убеждения, которые приобрел за время работы в предыдущие периоды.
  • Как не надо: У меня три собаки, я люблю вязать. Лето я провожу со своими друзьями. Собираемся вместе с ними уехать на юг.

В первом варианте вы рассказываете нанимателю о том, что его должно заинтересовать: подчеркиваете обладание определенными навыками, сообщаете, что сможете их успешно применить в новой сфере.
Также, вы даете понять вашему потенциальному работодателю, что понимаете, где вам предстоит работать.

Второй вариант — не сообщает о вас как о профессионале ничего нового. С точки зрения презентации вас воспримут как человека, не умеющего продать себя работодателю.

Почему вы хотите у нас работать?

  • Как надо: Моя цель: развитие вашего бизнеса за счет тех навыков, которые я имею, мне также интересно развиваться вместе с компанией. Я много слышал о вашей организации и уверен, что оправдаю ожидания.
  • Как не надо: Потому что я ищу работу.

В первом случае вы демонстрируете тот факт, что новое предложение работы вы воспринимаете как нечто долгосрочное; вы показываете, что обладаете определенными амбициями, что вас в первую очередь интересует возможность принести пользу компании.
Второй вариант, который, к сожалению, встречается весьма часто, может быть воспринят, как желание получить хоть какую-то работу.
Если это не вакансия дворника, наниматель весьма скептически отнесется к вашей кандидатуре.  Работодатель хочет найти человека, который станет частью новой команды.

неудобные вопросы на собеседовании3

Расскажите о ваших предыдущих местах работы.

Вопрос такого рода задают кандидату для того, чтобы определить, есть ли общие моменты в работе, которую вы выполняли прежде, с тем, что возможно вам придется делать в новой компании.

  • Как надо: На предыдущем месте работы я получил значительный опыт в сфере маркетинга. Мы не только осуществляли мероприятия, направленные на увеличение объемов продаж, но и формировали восприятие бренда у потребителей. На каждом этапе моей карьеры в прошлом я получал новые навыки. Очень надеюсь, что мой опыт и знания пригодятся на новом месте.
  • Как не надо: Я работа в организации A в маркетинге и продажах в течение двух лет, потом перешел в компанию Б в отдел рекламы и маркетинга, где провел еще  5 лет. Потом ушел в компанию В еще на два года.

Первый вариант позволяет обозначить основные моменты вашей карьеры и обозначить ваше профессиональное развитие в рамках нескольких организаций, а также связать полученные навыки с обязанностями, которые предстоит выполнять на новой должности.
Во втором варианте просто перечисляются места работы, которые ничего не говорят работодателю. Кроме того, то где вы работали, прекрасно видно в резюме, а вот чего вам удалось добиться на той или иной позиции в резюме прочесть не удастся.

Почему вы ушли с предыдущего места работы?

  • Как надо: Мои навыки и опыт не вполне соответствовали требованиям предыдущей должности/Я не видел дальнейших перспектив развития в рамках организации.
  • Как не надо: Меня уволили/я уволился.

Первый вариант — честный ответ на вопрос. Не стоить скрывать истинных причин вашего ухода, поскольку это легко можно проверить. Если причины ухода иные — обязательно расскажите о них.
Второй вариант ответа просто констатация факта, который ничего не говорит о вашей работе.

Какими достижениями в вашей работе вы гордитесь?

  • Как надо: В компании А я руководил командой в рамках проекта. Мы занимались новой системой организации продаж, которую затем успешно внедрили.
  • Как не надо: Что-то не припомню, но вопрос хороший.

Правильный вариант показывает работодателю ваши достижения, руководящий опыт и умение работать в команде.
Второй вариант может быть воспринят как неумение реагировать на вызовы в стрессовых ситуациях. Хоть этот вопрос и выглядит простым, вы должны обоснованно и внятно на него отвечать, поскольку таким образом вы сможете не только рассказать о вашем профессиональном опыте, но и продемонстрировать стрессоустойчивость.

Как вы будете действовать, если что-то перестанет работать?

  • Как надо: При работе над одним проектом с очень короткими сроками в офисе внезапно отключился Интернет, нам пришлось оперативно организовывать резервный канал связи. Мы переместились в соседнее кафе, где работал wifi, и завершили работу в срок.
  • Как не надо: Интернет отключился, а мы ничего не могли с этим поделать, ждали, пока ситуация исправится.

В первом случае вы даете понять, что способны оперативно принимать решения в кризисных ситуациях. Во втором случае — вы не умеете импровизировать в сложных ситуациях. Будьте готовы отвечать на подобные вопросы.

неудобные вопросы на собеседовании

Почему в вашей карьере был перерыв?

  • Как надо: Во время перерыва я работал фрилансером в сфере маркетинга в нескольких проектах.
  • Как не надо: Я искал работу.

Ответ о фрилансе позиционирует вас как человека, нацеленного на личностное и профессиональное развитие. Можете сказать, что в этот период смогли приобрести некоторые необходимые навыки, которые вам пригодились в постоянной работе.

Если же нет возможности креативно прокомментировать перерыв в карьере, имейте в виду, что длительный период безработицы может быть воспринят как отсутствие инициативы и неумение видеть возможности в других сферах.

На какие недостатки в вашей работе указывал ваш прежний руководитель?

  • Как надо: Мой прежний руководитель в компании А не всегда давал обратную связь об уровне деловых качеств. Но, насколько я понял из общения с ним и с тренерским отделом, основной точкой профессионального роста они считали преодоление стремления сделать все быстрее. Уже в других компаниях, в рамках работы над специальными проектами мне удалось преодолеть излишнюю нетерпеливость и использовать ее для своевременного и качественного решения поставленных задач.
  • Как не надо: Мне кажется, что мой прежний руководитель меня недолюбливал. И это странно, потому что я очень хороший.

Первый вариант демонстрирует понимание вами своих недостатков, дает возможность оценить вас как развивающегося сотрудника. Ваша задача: показать, как вы можете работать над собой.
Второй вариант как минимум нечестен.

Какой ожидаемый уровень заработной платы?

  • Как надо: Если все сложится благополучно, то я ожидаю справедливый уровень заработной платы.
  • Как не надо: Я хочу, чтобы мне платили много денег.

Первый вариант позволяет обозначить вашу позицию относительно того, сколько вы хотите получать (предварительно обязательно изучите рынок и уровень зарплат): вы готовы работать, если вам сделают достойное предложение. Но вы не хотели бы, чтобы вас нанимали для работы, за которую будут платить меньше, чем в среднем по рынку.
Второй вариант — ответ неподготовленного человека, который не знает себе цену. Это важный вопрос и вам необходимо знать, что на него ответить.

Есть ли у вас вопросы ко мне/ к нам (к собеседующим)?

  • Надо: Да. (Задать вопросы.)
  • Не надо: Нет.

Первый вариант позволяет вам узнать из первых уст ту информацию, которую вы не сможете найти больше нигде. Вам предстоит (возможно) работать в данной организации, поэтому старайтесь выяснить все детали.

Второй вариант может быть воспринят как безразличие к своему будущему в организации, к самой компании и вашей роли в ней. «Нет» в конце собеседования оставляет не самое лучшее впечатление о вас.
У вас должны быть заготовлены вопросы заранее. Например: «Расскажите о том, кто такой идеальный кандидат для данной должности?» или «Какая ключевая цель для вашей организации на этот год?»

Потренируйтесь отвечать на неудобные вопросы.

Прежде, чем идти на следующее интервью, составьте список «неудобных» вопросов, с которыми вам пришлось сталкиваться за время поиска работы. Поразмышляйте, по каким причинам они были заданы, что хотел понять для себя ваш интервьюер? Попробуйте сформулировать ответы на эти «сложные» вопросы собеседования таким образом, чтобы они были правдивыми и характеризовали вас как профессионала.

После того, как вы проработаете все варианты «неудобных» вопросов, попробуйте смоделировать интервью с кем-либо из ваших друзей, таким образом, чтобы получить откровенную и честную обратную связь. Подобная ролевая игра поможет сформировать навык ведения диалога при собеседовании, а также отработать ответы на сложные вопросы для того, чтобы следующее настоящее собеседование было успешным.

Похожие статьи: