Продолжая разговор о таком явлении как «бизнес-план», которое у всех на слуху, но для многих представляет совершенно абстрактное понятие, затронем то, в каком виде может быть реализован этот документ, поговорим о его формате, о том, какими словами надо писать план развития бизнеса.
Общие моменты, касающиеся бизнес-плана, были затронуты в предыдущей статье.
Следует учитывать, что в зависимости от целей, которые преследуют в процессе создания бизнес-плана, существенно может варьироваться и формат документа.
Прежде, чем приступать к его написанию, вам потребуется определить, какой будет конечный читатель или слушатель, а также что именно вы желаете до него донести.
- Так, если ваш бизнес связан с производством техники, в плане должно быть детально прописаны вопросы, раскрывающие подробности процедур согласования государственных стандартов и нормативов.
- Если это ресторан, то ключевая роль в плане должна быть отведена подробному обзору его месторасположения и дизайна.
Соответственно, терминология и лексика этих двух документов будут существенно различаться: в первом случае необходимо обладать и уметь использовать узкоспециализированные термины, понимать, как рассчитать тот или иной технический параметр и тому подобное.
Язык бизнес-плана ресторана будет совсем иным: здесь в основе будет лежать визуализация проекта и анализ потенциального потока посетителей.
Помимо сметы на ремонт в данном случае немаловажную роль сыграет план развлекательных мероприятий, который позволит привлечь целевую аудиторию и «наработать» постоянных посетителей.
- Так что, в зависимости от того, что предполагается описывать в рамках бизнес-плана, документы может отличаться не только по лексике, но и по объему, детализации важных моментов и формой подачи.
- Варианты, которые создаются исключительно для внутреннего пользования и отражают внутренние аспекты стратегического планирования и управления, характеризуются специфической профессиональной лексикой и терминологией. Как правило они не визуализируются.
- Бизнес-план стартапа, который ищет инвестора, будет максимально доступным для неспециалиста, акценты будут расставлены таким образом, чтобы убедить «бизнес-ангела» не только в жизнеспособности проекта, но и в его значительном потенциале с точки зрения прибыли.
Далее скажу несколько слов о трех наиболее распространенных формах.
Одностраничный бизнес-план.
- Имеется в виду именно то, что написано: краткий обзор основных пунктов развития бизнеса изложенных на одной странице.
- Не надо использовать мелкий шрифт, чтобы «впихнуть» мельчайшие детали.
- Просто емко, конкретно и по существу опишите ключевые точки роста.
Такой вариант анализа удобен в двух ситуациях.
- Во-первых, его можно с успехом использовать в качестве инструмента первичной презентации проекта потенциальному инвестору. Часто, такие люди весьма ограничены во времени.Одна страница с описанием ключевых идей позволит кратко описать бизнес-идею и заинтересовать инвестора. Все более мелкие детали возможно будет обсудить позже, а одностраничный бизнес-план — это только возможность приоткрыть дверь в мир серьезных инвестиций.
- Во-вторых, данный формат планирования может быть использован в качестве более четко оформленного «плана на салфетке», который появляется в процессе обсуждения энтузиастами бизнес-идеи.
Бизнес-план для внутренних нужд компании.
- Если бизнес-план пишется исключительно для работы с ним в рамках какой-либо компании, то при его написании нет необходимости подробно останавливаться на истории компании, персоналиях, осуществляющих руководство и иной информации, с которой все сотрудники и так хорошо знакомы.
- Документ подобного типа представляет собой управленческий инструмент, который должен обеспечить контроль и задать точки роста, а основной его функцией — является координация тактических мероприятий в рамках текущей бизнес-ситуации и стратегического плана развития.
- Он обязательно содержит ежемесячные обзоры произошедшего.
Бизнес-план для презентации (стандартный бизнес-план).
- Презентация проекта для инвесторов — основная цель, которую преследуют при подготовке такого типа плана.
- Он также может быть использован в качестве средства привлечения ключевых сотрудников.
- Бизнес-план, направленный «во вне», на поиск инвесторов и ключевых фигур будущего предприятия, по сути представляет собой логическое продолжение идей плана для внутренних нужд.
- Учитывая, что ключевыми адресатами являются люди, которые не посвящены в детали процессов, важно акцентировать внимание на доступность, однозначность и полноту предоставляемой информации. Она должна быть легко читаемой и простой.
- Крайне важно дать ответ на вопрос о том, как будут распределяться и использоваться привлеченные средства. Инвесторы не просто источник денег. Их интересует, как они будут расходоваться, размер прибыли и каковы гарантии их возврата.
- Кроме того, бизнес-план требует наличия сплоченного коллектива. «Бизнес-ангелов» привлекает не только идея заработка. Критически важно продемонстрировать, что каждый из членов команды имеет достаточно опыта и способностей для обеспечения успеха и роста предприятия.